Песок, используемый при приготовлении бетона как природный заполнитель, добывают путем разработки песчанно-гравийных месторождений, главным образом по берегам рек и естественных водоемов. Разработка песчанно-гравийных месторождений происходит в основном 2 способами: гидромеханизации и экскаваторами.
Смесь песка и гравия разделяют в водной среде в вибрационных и барабанных сортировках (грохотах) на требуемые фракции и одновременно промывают для удаления пылевидных, глинистых и других вредных примесей.
Транспортировка песка происходит различным транспортом, таким как:
- Железнодорожным транспортом - на платформах, в полувагонах-гондолах и думпкарах;
- Автомобильным транспортом - в автосамосвалах;
- Водным транспортом - в трюмных и палубных баржах.
Выгрузка песка из транспортного средства происходит различными механизмами-разгрузчиками.
Песок хранят на специально отведенных открытых площадках или на складах, оборудованных эстакадами, подземными галереями и т.д., в штабелях раздельно по видам и фракциям.
В процессе транспортирования, разгрузки и хранения необходимо строго следить за тем, чтобы не происходило загрязнение песка с посторонними примесями. В зимнее время следует предусматривать мероприятия по рыхлению смерзшихся заполнителей, а также по их оттаиванию и подогреву.